Номер 21 (560), 25.05.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО АРХИВАМ СБУ

ВАСИЛИЙ ВРОНСКИЙ – "ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ"

ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ

К сожалению, осталось немного коренных одесситов-театралов. Да и в театры сейчас почти никто не ходит... А еще 60 лет назад актеры были "властителями дум", популярнейшими людьми в Одессе. Тех, кто помнит театральные сезоны 1914-1919, годов можно сосчитать по пальцам одной руки, быстро уходят от нас и театралы первой половины 40-х годов... Практически единицы сейчас помнят блестящую личность театральной Одессы – Василия Михайловича Вронского и его известный драматический театр, появляющийся в городе в его самые критические и кровавые эпохи. Этот театр заставлял жить и радоваться жизни даже под дулами чекистских маузеров или фашистских автоматов. И каково переживать вместе с Шекспиром и Гоголем, думать с ними о вечных ценностях – добре, зле, счастье, чести, когда после театра тебя могут запросто повесить, как подозрительного или отправить на принудительные работы в Германию.

Театр Вронского – "луч света в темном царстве", так называли его одесситы в годы фашистской оккупации Одессы (1941-1944 гг.). Удивительно, но даже торговки на Новом базаре времен оккупации иногда кричали друг другу: "Сегодня среда. Премьера у Вронского! Пойдешь!?"

Эта была отдушина, необходимая, как воздух, в те годы, и люди отдавали последние гроши, чтобы попасть в театр. К тому же Одесса была официально объявлена частью провинции Румынского королевства Транснистрии, насаждались румынский язык и порядки, а русский репертуар театра был подобен вызову планам чванливых румынских "новых господ".

Однако сам создатель и главный режиссер театра Василий Вронский был вычеркнут не только из краеведческой литературы и из истории театра, само воспоминания о нем могло дорого стоить обладателю хорошей памяти. Уже стариком Вронский был замучен в сталинских лагерях, так и не ускользнув от ужасной судьбы интеллигента в диктаторском государстве. Только в октябре 1996 года Василий Михайлович Вронский был посмертно реабилитирован "...в связи с отсутствием в деле доказательств совершения преступления".

А между тем Вронский был целой эпохой культурной и театральной жизни Одессы и Кишинева. Он был настоящим подвижником театра и кумиром одесситов.

Будучи дважды арестованным чекистами, Вронский о своем происхождении дает достаточно сбивчивые показания. При аресте в 1941 году он указывает место своего рождения – город Ковель (на Волыни, Украина), а при аресте в 1944 году указывает на город Бендеры (Молдова). Но скорее всего родился он все же на Волыни, а молдавское свое происхождение добыл неизвестным путем для приобретения румынского гражданства в 1941 году. В 1944 году он еще надеялся как подданный Румынии на некое снисхождение советских судей...

Вронский родился в далеком 1883 году в семье делопроизводителя местной женской гимназии Михаила Григорьевича Вронского. По национальности он считал себя русским, хотя его мать была полька, a отец украинец. Отец умер, когда Васе было только семь лет. Забота о сыновьях Василии, Александре (погиб на фронте в 1917 году) и дочери Марии целиком легла на плечи матери – Ванды Робертовны Вернер-Тедорович Вронской. Осиротевшая семья переезжает в Киев к родственникам, где Василий заканчивает гимназию, а потом и театрально-художественный институт – училище в 1903 году или, как оно еще называлось, Академию искусств. В 1903-1914 годах Вронский выступал в ведущих ролях в театрах Киева, Омска, Иркутска, Самары, Пензы, Новочеркасска, Таганрога, Ростова, Петербурга, Москвы.

В середине 1914 года Вронский, приехав из Санкт-Петербурга, гастролировал в Русском театре Одессы на улице Греческой и Одесса так ему приглянулась, что он решил связать с ней жизнь. Он остался в Одессе продолжать свою карьеру. Вронский, вложив все свои деньги в Одесский русский театр, стал не только его ведущим актером, но и содержателем, имея в нем 40 паев – 40 % капитала. Кроме Вронского было еще четыре пайщика – компаньона. В 1915 году во время Первой мировой войны Вронский, как военнообязанный, закончил курсы военных шоферов, но на фронт не попал.

В начале 1917 он играет ведущие роли на сцене Русского театра. С весны 1917 года Вронский вместе с актером Самариным-Собольщиковым открывают в Одессе Театр революционной сатиры под странным названием "Вронсобсам". Этот театр высмеивал как реакционеров, так и их крайность – фанатичных революционеров. В то время Вронский – шикарный господин с собственным автомобилем – дружит с лидерами эсеров и большевиков. Надо отметить, что Вронский был аполитичен и не вступал ни в какие партии, даже в лихое революционное время.

В начале 1918 года Вронский оказывается в Киеве, где "держит" Оперный театр. Очевидно в конце того же 18-го года, с приходом в Киев власти Директории УНР, Вронский возвращается в Одессу, где проживает до конца 1919 года. Он вновь становится антрепренером Русского театра Одессы, на этот раз вместе с Черновым. Смешно, но следователи Государственной безопасности, которые вели дело подсудимого Вронского уже в 1941 году, не знали истории, а просто лепили, шили дело.

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК – академик,

В. САВЧЕНКО – доцент.

(Продолжение следует).

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка